Конец лета. 1982 год. Я сдал экзамены в Полиграф. В списках абитуриентов себя не нашёл и недолго думая, по приглашению Иллариона Владимировича Голицына, поехал к нему в деревню в Дегунино, что на Волге за Старицей. Доехал на поезде до Калинина, сел на катер и поплыл вверх по Волге. Причалил в деревне. Поднявшись в горку нашёл избу.
Дегунино
Изба. Катя и Юрич на скамейке. 36 х 48. 1982.
Рисунок. 36 х 48. 1982.
Изба. Катя и Юрич на скамейке (акварель сделана по рисунку). 36 х 48. 1982.
Рисунок. 36 х 48. 1982.
Акварель (по рисунку). 36 х 48. 1982.
Дорога. 24 х 32. 1982.
Дерево. 24 х 32. 1982.
В избе. 36 х 48. 1982.
2 сарая. 36 х 43,5. 1982.
Был август. Довольно жарко.. Ночевал в палатке, которая стояла возле дома в огороде. Встретили меня, посадили за стол, налили водки.. Помню, закусывал солёными грибами, по моему это были сыроежки. Был отец Наташи (жены Иллариона) Андриан Иванович Ефимов. Также, Катя с Юричем и сыном - маленьким Егором.
Я увидел в старом большом хлеву-сарае настоящую мастерскую, где на стене висели начатые акварели, а на земле стояли, на разной высоте и самодельных подставках, скульптуры из камня (мягкий светлый известняк). В частности, была очень красивая головка внука, что-то ещё помню связанное с коровой, что-то с пейзажем, с фигурами..
Про институт, естественно, я забыл и занялся настоящим делом под руководством мэтра. Конечно, мы ходили за грибами, переплавлялись на другой берег реки к однофамильцу-живописцу Орловскому. У него была огромная изба с большой русской печью. Я взял с собой очередной том Достоевского, чтобы почитать вечером, но он что-то не пошёл.. а вот Лескова, с удовольствием слушали. Илларион замечательно читал.
Практически все работы того времени у меня остались (кроме 2-х, они были куплены мамой Наташи Шмельковой, когда я приезжал к ней и показывал очередные новые работы).
Дерево, поле. 36 х 48. 1982.
Дерево. 36 х 42. 1982
Наверное, я был в деревне около двух недель, обратно, когда приехали гости (по моему какой-то охотник), то он подвез меня до Москвы. Проведенное время в Дегунино было замечательным. Я общался с молодёжью - детьми Иллариона ( Иван Голицын и Катя), много рисовал, делал акварели по рисункам. Это я "подсёк" у Иллариона, его метод.. Он делал с натуры почеркушку, а то и просто запоминал, а придя в мастерскую писал акварель. Помню, в то время на стене пейзаж со Старицей, что-то с архитектурой и голубым синим небом.
Некоторые акварели я писал с натуры, в этих случаях, он иногда подходил и наводил критику - чего я желал и ждал.
А вот! вспомнил, в старом хлеву-новой мастерской росли шампиньоны.
Дорога. 36 х 38. 1982.
Уже год я работал в ДТ Челюскинская, куда по рекомендации Иллариона, меня взяли в офортную мастерскую. А познакомились мы с ним, где-то в 1980 , на выставке его отца Владимира Голицына, замечательного большого художника. Она проходила где-то в центре. Я там был не один раз. У меня был квадратный каталог, который я зажал в библиотеке (в то время любимый художник) и он мне его подписал, написав телефон и адрес и пригласил в гости в красный дом, где он жил.
Так началась моя дружба с Илларионом Голицыным, я звонил и приезжал в мастерскую, показывал работы, слушал внимательно его советы и пожелания, что-то он даже исправлял для понимания и наглядности. Сам всегда показывал и рассказывал то, над чем он работает в живописи. Помню, на кухне круглый стол, чай, всегда сливочное масло, много вареной колбасы, свежий хлеб.
Закругляясь, хочу вспомнить рисунок "Крыши", который я рисовал в тоже лето и он висел на осенней выставке московских художников, что на Беговой. Это была моя первая выставка в 1982 г. Я только поступил в институт (кстати, приехав из деревни, я узнал, что там был спец-набор и меня взяли). На открытии выставки, Илларион поздравил меня, пожав руку. Было жутко приятно.
Рисунок, сделанный в моей квартире, тоже 1982 г. участвовал в Ленинграде на выставке "Всесоюзный рисунок 1983". И, по моему, мы были на открытии.
Не поступив первый раз в институт в 1981 г, Илларион предложил поехать вместе на неделю в Ленинград. Мы остановились в Петергофе, у Владимира Волкова и Галины Молчановой. Я был очень рад! Мне 18 лет и познакомиться, жить и принимать участие в разговорах этих двух больших художников - для меня было счастьем (скорее всего я не всё понимал). Ходили вместе в Эрмитаж (разговор у картины Тинторетто) гуляли в Петергофе, выходили к заливу. Но это уже другая история...